hello, MAKEUPLOVERS. В этой статье мои рассуждения о том, что такое бесплатный макияж, а также о его правах на существование.
Прежде всего, хочу развеять миф о бесплатном макияже — такая услуга не может оказываться на абсолютно бескорыстной основе, потому что это а) труд, который должен быть оплачен; б) затраты косметики и очищающих средств, которые должны быть компенсированы. В любом случае от вас всегда будут ждать что-то взамен.
Когда мы слышим о «бесплатном» макияже
- На корнерах косметических марок
Как правило, условием получения «бесплатного» макижа от визажиста корнера, является покупка косметики марки на определенную сумму. Если такого условия не оговорено, задачей визажиста корнера является продажа — это его прямой доход. Таким образом, в обмен на «бесплатный» макияж в процессе вы получаете презентацию продуктов марки с применением техник продаж. Порой бывает сложно воздержаться от покупок, особенно после качественной презентации, где дают попробовать все, что хочешь, и уделяют столько внимания, сколько требуется. Поскольку речь в данном пункте идет скорее о корнерах люкс-марок, даже если вы не сможете побороть себя и в итоге приобретете хотя бы один продукт из рекомендованных, это будет соотноситься по цене со стоимостью макияжа в салоне красоты в центре Москвы. Имейте в виду, что основная работа визажиста на корнере — это продажа косметики. - В «клиентские» дни косметических марок в салонах красоты
Клиентские дни косметических марок — это промо-мероприятие, которое проводится салоном красоты совместно с косметическим брендом, и цель которого — повысить лояльность клиентов салона к марке, рассказать о продукте и дать возможность бесплатно попробовать его, а также продать клиенту средства из ассортимента для домашнего ухода. Алгоритм такой: мастер салона или представитель бренда оказывает промо-услугу, проводя презентацию продукта, а после рекомендуя клиенту те или иные средства из ассортимента марки, а администратор салона завершает продажу на ресепшен. Либо алгоритм клиентского дня может быть таким: условием выполнения промо-макияжа визажистом салона является покупка косметики на определенную сумму/ определенное количество средств, или запись на какую-либо из услуг салона (например, на укладку). Чаще всего в рамках таких промо визажисты делают легкий touch up или фреш-макияж за 15 минут. Важно помнить о том, что промо-макияж — это «удача» не только для клиента (получить «бесплатный» макияж), но и для мастера салона красоты (получить «доступ к телу»), поэтому ждите презентацию и продажу. - Макияж в подарок по сертификату
Нередко салоны красоты, для раскрутки своих услуг и/или поиска новых клиентов, проводят розыгрыши подарочных сертификатов на определенные услуги, в том числе макияж. Как и в пункте выше, в обмен на сертификат вам сделают экспресс-макияж за 15 минут, при этом познакомят с перечнем услуг салона, предложив параллельно маникюр, педикюр и стрижку с укладкой в 6 рук. Конечно, всем мастерам это будет катастрофически неудобно, зато сэкономив на визажисте, салон получит в кассу пару тысяч за дополнительно проданные услуги. Ну и конечно же, вам предложат косметику для домашнего ухода, а также декоративную косметику, на которой выполнялся макияж. Сам визажист в лучшем случае получит от салона 100-200 рублей за выполненную работу. Подумайте, как бы старались вы за 100-200 рублей. - При записи на какую-либо услугу в салонах красоты, в подарок
Речь идет не о пакетах услуг «макияж+укладка», где в стоимость уже включены обе услуги, а о промо-акции, которая регулярно проводится салонами красоты для раскрутки услуги или определенного мастера (обычно салоны идут на такое, когда в команде появляется новый мастер, чтобы клиенты могли попробовать «руку» и привыкнуть к человеку). Аналогично предыдущему пункту, чаще всего это легкий touch up или фреш-макияж. Цель: повторная запись к визажисту, но уже на коммерческой основе + конечно же, презентация продуктов (косметика, на которой выполняется макияж, и которая имеется в продаже в салоне). - В школах макияжа в качестве модели
Это очень интересный опыт. Плюс: вы можете почувствовать атмосферу изнутри (особенно актуально, если сами ищете школу, где обучиться профессии визажиста); познакомиться с преподавателями, которые по совместительству чаще всего являются топ-визажистами; подсмотреть за техниками макияжа и увидеть, какую косметику используют профессионалы. Взамен вы «сдаете в аренду» свое лицо. Здесь важно помнить о том, что вас могут пригласить в качестве модели к опытному преподавателю, демонстрирующему макияж, или же к студенту-новичку, проходящему курс. Кроме того, в рамках курса проводится демонстрация различных макияжей: от натурального до макияжа со специальными эффектами. Вероятность того, что вас записали на макияж Эльвиры, повелительницы тьмы, 50/50. - Для отработки макияжа начинающим визажистом (съемки для портфолио) в качестве модели
Выпускник одной из школ макияжа арендует зал фотостудии и бронирует время фотографа для того, чтобы пополнить свое профессиональное портфолио различными образами. Здесь, как и в предыдущем варианте, с вероятностью 50/50 вы можете быть приглашены на образ роковой красотки в стиле старого Голливуда или на треш-съемку в духе «…вся в слезах и в губной помаде — перепачканное лицо.» Тоже весьма интересный опыт, особенно если вы любите позировать перед камерой, и/или вам нужна новая аватарка для социальных сетей, потому что смело можете просить пару удачных снимков в цифровом варианте по итогам фотосъемки. Минус: в зависимости от квалификации и загруженности фотографа, обработка фотографий может занимать от пары дней до пары месяцев. Бывает, приходится ждать результатов настолько долго, что просто забываешь о прошедшей съемке, или если снимки с вашим изображением вдруг решают опубликовать в каком-либо издании, смена аватарки вообще может отложиться на неопределенное время, поскольку процесс согласования и публикации занимает длительное время, а до момента публикации снимков в издании, их запрещается где-либо использовать.
Выводы
Промо-макияж — интересное явление, но стоит воспринимать его правильно: это не накраситься нахаляву в пятницу вечером перед клубом, это возможность попробовать услугу, продукты марки и/или мастера. Хотите вы этого или нет, но промо-макияж налагает на вас определенные социальные обязательства. Сев в кресло к мастеру, не только у вас присутствуют определенные ожидания к мастеру, но и у мастера к вам.
Прошу понять меня правильно, я ни в коем случае не говорю о том, что промо-макияж — это что-то плохое, и вы обязательно останетесь недовольны результатом. Вовсе нет! Это хорошая возможность познакомиться с визажистом, и его «руками». Задача любой промо-акции — построить дальнейшие плодотворные отношения с клиентом на коммерческой основе. Это как бесплатный период пользованиям ПО Photoshop — три раза откроете программу бесплатно, а за четвертое открытие уже придется платить. Ни у кого нет задачи (и желания) на постоянной основе выполнять работу и оказывать услуги на безвозмездной основе.
Макияж — это услуга, которая никогда не оказывается на бескорыстной основе. И если за 60 минутный сеанс визажист сделал вам роскошный вечерний макияж в рамках промо-акции, рассказал и показал всю коллекцию косметических средств, раскрыл секреты и фишки макияжа, дал вам несколько правильных и полезных советов, как выглядеть моложе и эффектнее, подобрал подходящие продукты и оттенки, которые вы сфотографировали на смартфон, и даже научил вас рисовать стрелки в процессе, поверьте, он ожидает от вас либо покупки чего-то из рекомендованного вам списка, либо чаевых (либо и того, и другого). Здесь и сейчас. Не «в следующий раз.» Если же клиент по итогу не делает ни того, ни другого, и его не мучают угрызения совести за безвозмездно выполненную мастером работу (салон или корнер оплачивает эту работу по минимальной ставке или вовсе не оплачивает), значит, клиент действительно получил свой макияж безвозмездно, а визажист провел свое рабочее время неэффективно.
Если вам предлагают бесплатную услугу, проанализируйте возможные ожидания от вас, и если вы все же решили принять предложение, пожалуйста, трезво оценивайте ситуацию и не забудьте поблагодарить человека, который сделал для вас что-то хорошее и, возможно, безвозмездно.